Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 27.04.2024, 06:46 |
официальный сайт МБ ОУ Газопроводской СШ | |
Приветствую Вас Гость |
|
ЗОЖСостояние здоровья подрастающего поколения в последние годы характеризуется неуклонным его ухудшением, что вызывает обоснованную озабоченность у многих отечественных ученых (Айзман Р.И., Брехман И.И., Казин Э.М., Кураев Г.А., Хрипкова А.Г., Щедрина А.Г.). Особенно тревожное положение складывается со здоровьем школьников. Статистические данные свидетельствуют о том, что только 14-20% школьников 7-17 лет здоровы, около 50% детей имеют различные отклонения в функциональных и морфологических показателях, у 30-36% учащихся отмечаются хронические заболевания особенно часто со стороны нервной, опорно-двигательной, дыхательной, пищеварительной и других систем. За время обучения в школе численность здоровых детей сокращается в 4-5 раз и к моменту выпуска составляет 3- 4% (Волкова Т.И., Каткова И.П., Школа Е.О.). Аналогичные данные приводятся в документах Министерства здравоохранения РФ. Современное здравоохранение, в связи с резким ухудшением экономических условий, не справляется с возложенной на него задачей по сохранению здоровья населения. Этим объясняется возрастающая роль образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни и здоровья школьников. Обучение в школе на протяжении достаточно длительного времени является благоприятным условием для формирования мотивации на здоровую, продолжительную, полноценную жизнь, на воспитание культуры здоровья и бережного к нему отношения. Сегодня все большее внимание уделяется решению проблем валеологического воспитания и образования (Вайнер Э.Н., Зайцев Г .К., Казначеев В.П., Карасева Т.В., Качан Л.Г., Колбанов В.В., Лисицын Ю.П., Сальникова Т.А., Толстов С.Н.). Эффективность и социальную значимость образовательных валеологических программ наглядно демонстрирует зарубежный опыт (Manoff R.IC, Paul A.Z., Anderson G.F.). Актуальность существующей проблемы акцентируется также в основополагающих документах ВОЗ, где отмечается, что одной из первых должна решаться задача по улучшению здоровья молодежи и в особый ряд выделяется направление по формированию образа жизни, способствующего укреплению здоровья, а также борьба с курением, алкоголизмом и потреблением психотропных средств. Уровень валеологического воспитания и образования школьников остается, к сожалению, весьма низким и в городских школах, и в общеобразовательных учреждениях сельского района. Это отчасти обусловлено спецификой сельской жизни, слабой материальной базой и территориальной отдаленностью. Изучая проблему валеологизации образовательной среды в условиях сельского района, мы не встретили в доступных нам публикациях комплексных исследований по этому научному направлению. Необходимость внедрения валеологических принципов в систему общего образования и особенно в практику сельской школы, продиктована проблемами сегодняшней действительности. В соответствии с этим выбрана тема настоящего исследования.
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 1. Спектр валеологических представлений учеников сельского района характеризуется завышенной самооценкой здоровья, поверхностным знанием основ здорового образа жизни на фоне низкой валеологической культуры, грамотности и активности, слабой мотивации на отказ от вредных привычек, завышенной оценкой роли медицинских работников и недостаточного использования собственных возможностей в управлении здоровьем. 2. Сравнительная характеристика показателей самооценки образа жизни, здоровья, валеологической грамотности и активности школьников районного центра и села показала, что уровень грамотности по аналогичным критериям отличается на селе более низкими параметрами, что усиливает практическую потребность внедрения системы образования сельских школьников по вопросам здорового образа жизни. 3. В процессе формирования здорового образа жизни должны быть задействованы валеолошчески грамотные субъекты образовательного процесса - школьные учителя, педагоги дополнительного образования, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, родители. 4. Лонгитудинальный анализ валеологической грамотности, уровня культуры и информированности школьников выявил положительную динамику показателей в результате внедрения системы валеологического образования, что подтверждает эффективность мероприятий по воспитанию представлений о здоровом образе жизни. 5. Валеологическое образование в сельской школе необходимо рассматривать как педагогическую подсистему в целостной социальной инфраструктуре села, которая должна обеспечивать условия, способствующие воспитанию здорового ребенка. Для повышения эффективности педагогических мероприятий в сельской средней школе должен действовать комплекс скоординированных мероприятий социального, медицинского, культурного и административного характера. 6. В условиях школы реализация практических мероприятий по воспитанию представлений о здоровом образе жизни должна проводиться по следующим основным направлениям: образование обучающихся, подготовка педагогического персонала5-работа с родителями, взаимодействие с социально-культурной сферой села. 7. Программно-методическое обеспечение валеологической работы в школе должно решать следующие задачи: повышение уровня валеологической культуры; воспитание ответственности за свое здоровье; привитие навыков валеопрактики. В условиях сельской школы особую роль играет соблюдение таких принципов пропаганды здорового образа жизни, как дифференцированный подход к аудитории и доступность изложения материала, что связано с особенностями валеологических характеристик сельских школьников. 8. При отсутствии уроков по валеологии в базовом учебном плане необходимо внедрение интегрированной программы по дисциплинам, имеющим отношение к сохранению и укреплению здоровья учащихся, что значительно экономит учебное время, увеличивает объем информации, улучшает эффективность ее усвоения, способствует овладению валеологическими знаниями, умениями и навыками. 9. Для оценки эффективности внедрения системы воспитания представлений о здоровом образе жизни наряду с профессиональными формами контроля необходимо использовать валеологический самоконтроль обучающихся, динамическую рискометрию образа жизни и оценку состояния здоровья школьников. Это не только интересно, но и полезно.... Стресс перед экзаменом. Как с ним бороться? Понятие «стресс» прочно вошло в нашу жизнь. Стресс - негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации. Хорошо бы выработать конструктивное отношение к ним всех участников, научиться и научить воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Что делать школьному психологу в период подготовки к экзаменам? Психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационные страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов.
Интерактивные калькуляторы и тесты представлены сайтами www.takzdorovo.ru и vitaportal.ru
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ -Помоги себе сам!
Если у Вас возникли вопросы пишите нам по адресу gazoprovodskaya@yandex.ru мы с радостью окажем квалифицированную помощь. Так же свои вопросы Вы можете задавать на сайте в разделе У меня вопрос.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |